Российские болельщики освистали бельгийских футболистов, вставших на колено в знак поддержки BLM. Это повод напомнить о том, при чем тут колено
#политика@ekoshkin
В 2016-м году игрок в американский футбол Колин Каперник во время традиционного исполнения гимна перед матчем вместо того, чтобы слушать его стоя — сел. Точнее, преклонил одно колено. В одном интервью он объяснил это тем, что отказывается вставать в честь флага страны, которая угнетает своих темнокожих граждан, а также выражает солидарность с движением Black Lives Matter, которое зародилось еще в 2013-м году по инициативе трёх афроамериканских активисток на волне протестов из-за оправдания патрульного, убившего чернокожего подростка.
Этот инцидент с новой силой разогнал американскую дискуссию о расизме. Многие поддерживали Каперника за смелость, многие обвиняли в неуважении к флагу и стране. К нему стали присоединяться другие спортсмены по всей Америке. В 2017-м году Дональд Трамп заявил, что владельцы национальной футбольной лиги США должны увольнять игроков, протестующих во время исполнения государственного гимна. С Каперником не продлили контракт, что многие сочли за свидетельство политического давления. Это усилило поляризацию.
В мае 2020-го после убийства Джорджа Флойда жест с преклонением колена получил новый заряд популярности. В основном к нему прибегают сами митингующие, но также его стали использовать некоторые полицейские. Неверно понимать этот жест как мольбу или тем более подчинение. Так полицейские выражают солидарность с людьми, которых призваны защищать, и пытаются разрядить обстановку вместо эскалации конфликта.
Думаю, нам есть чему поучиться у американцев.
Сказавши это, скажу и обратное: чаще чем выражение солидарности, американские силовики делали другое — применяли насилие. Люди митинговали, обоснованно выражая недовольство ситуацией в стране, а их разгоняли дубинками, газом и гранатами. В этом посте я не буду пытаться сделать обзор всего полицейского насилия даже за один год, прошедший с момента убийства Джорджа Флойда. Обращу внимание только на один показатель, который уже неплохо характеризует ситуацию — давление на журналистов.
Во время протестов BLM журналисты подвергались нападениям, арестам, порче оборудования. Эти 12 месяцев стали рекордными по количеству нарушений прав журналистов со стороны полиции. На сайте https://pressfreedomtracker.us/ ведется учет таких инцидентов:
— 415 нападений на журналистов
— 153 ареста
— 105 журналистов с поврежденным оборудованием
Журналистка Общественного радио Миннесоты рассказала, что полицейские приставили ей пистолет к голове, несмотря на то, что она предъявила удостоверение. Фотокорреспондент Эд Оу сообщил, что он находился в группе фотографов, стоящих отдельно от протестующих в Миннеаполисе, когда полиция применила к ним слезоточивый газ, перцовый баллончик и свето-шумовые гранаты.
Есть чему поучиться, но не всему.